Мы ежедневно читаем — в утренних молитвах, во время Божественной литургии — Символ Веры. В конце Символа Веры говорим: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Это и есть четыре основных свойства Церкви. О самом насущном сегодня — ее единстве рассуждает клирик Свято-Петро-Павловского собора иерей Александр БОГДАН.


— Еще раз напомню, словом «церковь» обозначается не только храм и религиозная организация, но еще апостол Павел в своем послании к Ефесянам определяет церковь как «Тело Христово» (Еф.1, 22-23), то есть это собрание всех верующих в Христа, стремящихся к Нему и объединенных Им. Православные христиане в своем Символе веры исповедуют веру в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Что же обозначает каждое прилагательное?

Единая

Церковь, действительно, едина, но условно мы ее разделяем на видимую (земную) и невидимую (небесную). Земная Церковь — это все живые христиане, а все остальные члены Церкви (почившие христиане, святые угодники, ангелы и Богородица) составляют ее невидимую часть, то есть небесную.

Земная Церковь имеет свою иерархию: миряне, духовенство, епископат. Епископы возглавляют епархии (территориально-административные единицы). Епархии объединены в митрополии, возглавляемые митрополитом, а митрополии, в свою очередь, входят в состав патриархата, возглавляемого патриархом. Так выглядит ситуация в Русской православной церкви. В других церквах может быть немножко по-другому. Например, в греческой церкви митрополии входят в состав архиепископии, и главой церкви является архиепископ.

Вообще существует 15 поместных или автокефальных православных церквей: Константинопольская (территория современной Турции и частично Греции), Александрийская (территория Египта и всего африканского континента), Антиохийская (территория Сирии, Ливана, Ирака, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Омана), Иерусалимская (территория Израиля, Иордании и Палестинской автономии), РусскаяГрузинскаяСербская (территория Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Хорватии и Черногории), РумынскаяБолгарскаяКипрскаяЭлладская (Греческая), АлбанскаяПольскаяЧешских земель и СловакииАмериканская (территория США и Канады) и 4 автономных: Синайская (входит в состав Иерусалимского патриархата), Финляндская (находится в юрисдикции Константинопольского патриархата), Японская (входит в состав Московского патриархата), Китайская (находится в юрисдикции Московского патриархата).

Каждая церковь получила свою автокефалию или автономию в силу определенных исторических событий. Так, например, самая молодая, Американская, православная церковь стала автокефальной в 1970 году. В 20-м веке в США православие очень часто ассоциировалось с Россией, а точнее, с Советским Союзом и с коммунизмом. Это обстоятельство вызывало у американцев определенное отторжение от православия. Чтобы преодолеть это, Русская православная церковь даровала своим епархиям на американском континенте автокефалию, то есть полную независимость и свободу. Это было сделано с соблюдением всех церковных правил (канонов).

Бывают случаи, когда автокефалии пытаются добиться совсем незаконным (неканоническим) путем. Так, например, бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко), будучи митрополитом Киевским и всея Украины, в 1992 году объявил об автокефалии Украинской православной церкви, а себя возвел в ранг патриарха. Ни одна из 15 поместных церквей не признала данной автокефалии. Поэтому сегодня на территории Украины помимо канонических православных приходов, существуют еще неканонические (раскольнические). В 2018 году неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) объединились и сейчас в соседней стране действует Православная Церковь Украины (ПЦУ). Сложность состоит в том, каноничность ПЦУ помимо Константинопольской церкви (с подачи которой ПЦУ образовалось) признала еще Элладская православная церковь.

Автокефалию Американской православной церкви тоже признали не все абсолютно. Но те церкви, которые по определенным причинам не признали ее юридического статуса, тем не менее, признают Американскую церковь вполне канонической, рассматривают ее как самоуправляемую часть Русской православной церкви и имеют с ней так называемое «евхаристическое общение». То есть православный румын, серб или араб спокойно могут причащаться и участвовать в других церковных таинствах в любом русском или американском православном храме. Точно таким же правом обладают православные русские и американцы по отношению к другим поместным церквам.

Ситуация изменилась после 2018 года, когда священноначалие Русской православной церкви (РПЦ) объявило о прекращении евхаристического общения с Константинопольской церковью. Причиной тому послужила ситуация с Украинской церковью. В 2019 году каноничность Православной церкви Украины (ПЦУ) признало священноначалие Элладской (греческой) православной церкви. В результате русская церковь прервала евхаристическое общение и с этой поместной православной церковью. На сегодняшний день мы наблюдаем раздробленность в православном мире. Как будут развиваться события дальше, спрогнозировать сложно. Хочется верить, что по всем разногласиям будет достигнут консенсус, и снова наступит единство, которое было раньше.

Несмотря на политические разногласия, все православные церкви объединяет общее вероучение, то есть во всех поместных и автономных церквях исповедуют такой же Символ веры как и в Русской православной церкви. Неправильно думать, что православные церкви объединяет язык богослужений. На церковнославянском языке молятся далеко не во всех православных церквах, а только в русской, сербской, болгарской, польской и чешской. Кроме того, в сербской и болгарской церквах богослужения еще совершаются также и на национальных языках. У каждой церкви могут быть свои какие-то обрядовые особенности. Даже календарями мы пользуемся разными. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская и Польская используют юлианский календарь, а все остальные применяют так называемый «новоюлианский», то есть Рождество Христово они празднуют 25 декабря и другие непереходящие праздники — тоже, как католики. Пасха же празднуется всем православным миром в один день, за исключением Финляндской Церкви, где используется метод вычисления даты празднования, как в католической церкви. Но календарь — это всего лишь астрономическое изобретение, а календарный вопрос не является вероучительным. Самое главное то, что, несмотря на все существующие между нашими церквами различия, мы сохраняем Евхаристическое общение.

А с Римско-Католической церковью его у нас нет с 1054 года, когда произошел раскол. Но кроме этого, был в истории церкви еще один раскол в 451 году, когда в г. Халкидоне состоялся IV Вселенский собор, на котором приняли догмат о двух природах в Иисусе Христе. Четыре церкви не приняли этот догмат, и теперь тех, кто принадлежит к этим церквам, мы называемым монофезитами, а сами церкви дохалкидонскими или древневосточными. Это Коптская церковь (территория Египта), Эфиопская, Сиро-Яковитская (территория Сирии) и Армянская.

Несмотря на множество расколов, мы исповедуем веру в единую истинную Церковь —  православную, которая нам дана для нашего спасения от власти греха и вечной смерти. Что касается вопроса, возможно ли спасение в неправославных церквах, то здесь лучше всего привести слова святителя Феофана Затворника: «Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, — одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то — несомненно погибну».

Наша единая, святая, соборная и апостольская церковь именуется еще православной, потому что мы сохраняем учение, как правильно славить Бога. Лучше всего прославлять своего Создателя своей праведной жизнью. У нас, православных христиан, для этого есть все необходимое  это Церковь, где через совместную молитву и участие в таинствах, мы получаем подкрепление своих духовных сил.

Дмитриевская суббота

— В прошлую субботу у православных был «родительский день» — поминали усопших. А почему ее называют еще Дмитриевской?

— В православной литературе приводится мнение, что поминовение усопших в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского было установлено князем Дмитрием Донским после тяжелой и кровопролитной битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Еще в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву. Уже позже появился духовный «Стих о Димитровской родительской субботе». В стихе описывается видение Димитрия Донского во время Божественной литургии воинов, павших на поле брани, он слышит предсказания о своей смерти. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Этот стих считается аргументом в пользу установления Дмитриевской субботы, как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом.

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

Дни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.

В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Но значение этого слова намного шире, ведь относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.

Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.

Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2019 году. Следующая — 10 февраля 2020 года.

Добрые советы

Как избежать соблазнов?

Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему слово Божие учит.

Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.

Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.

Более держаться дома своего и уединения.

Из книги протоиерея Валентина Мордасова «1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам».

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *