Представьте, что вам дали белый лист бумаги с карандашом и попросили нарисовать любовь. Рисунки у всех исполнителей этого задания будут разными. Любовь не материальна и не имеет какого-то конкретного образа. Представлять ее себе может каждый по своему, но мы не знаем, насколько это будет соответствовать реальности.

То же самое можно сказать и про Бога. Он не материален. Люди по-разному могут Его себе представлять. Кто-то как сгусток энергии или некую субстанцию, разлитую в воздухе, а кто-то еще каким-то образом. Христианство же говорит, что Бог – это Личность, Он есть любовь. О любви пишется огромное количество книг, многие поэты и писатели посвящают этой теме свои произведения, но пока человек сам не испытает этого состояния на себе, пока сам не полюбит кого-нибудь, то до конца не поймет, что же такое любовь.

Помимо богатого воображения, у людей есть еще одна изумительная особенность. Обычно мы судим о других по себе. Вот как в притче, когда на улице стоял мужчина и все поглядывал на часы. Мимо него прошел грабитель и решил, что смотрящий на часы поджидает своего напарника для очередного грабежа. Проходящий ловелас подумал, что мужчина ждет свою любовницу. Прошел просто верующий христианин и решил, что человек поглядывает на часы, чтобы не опоздать в храм на богослужение. Проходили мимо и другие люди, а мужчина по-прежнему стоял и иногда смотрел на часы. Так же аналогично о Боге люди зачастую судят по себе и воображают Его подобным себе. Вот, например, античные греки, не веря в истинного Бога, придумали себе целый пантеон богов. Что же из себя представляли эти боги? Жили, пировали себе на Олимпе, плели политические и любовные интриги и т.д. Боги античных греков были почти идентичны своим создателям. Это не удивительно, потому как о других мы судим по себе. Еще философ-атеист Вольтер говорил: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать». Именно так и получается, когда люди не знают Единого Истинного Бога, то начинают себе придумывать самые разные божества.

Христианство же нам говорит, что создателем является Бог, а не люди. Причем Бог создал человека по Своему образу и подобию. Это не означает, что у Бога две ноги, две руки и голова на плечах. Образ Божий в человеке – это то, чем каждый из нас наделен: ум, воля, творческие способности и др. Подобие же – это способности, с помощью которых человек призван стремиться к уподоблению Богу в добре, т.е. совершенствоваться. Неправильно представлять себе Бога в виде старичка, восседающего на небе. Бог не материален. Тем не менее, на православных иконах иногда можно увидеть, что Бога Отца изображают в виде бородатого и седовласового старца. Дело в том, что ни одна икона не является портретом кого-либо. Она может содержать в себе множество разных символов, которые следует понимать не всегда буквально. (Вспомните про задание нарисовать любовь.) Так, для того, чтобы показать Бога Отца, иконописцы используют образ старого человека. Этот образ взят на основании того, что в Библии есть такие слова: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14). Этот образ указывает на такое свойство Бога как вечность.

О  разных свойствах Бога мы знаем от Него Самого. Звучит это, может, странно, но есть такое понятие как «Божественное Откровение». Оно не поддается никаким научным ни доказательствам, ни опровержениям. Бог открывает Себя людям разными путями. Так, в дохристианскую эпоху человечество получало откровение о Боге через особо избранных людей, таких как Авраам, Исаак, Иосиф[1]. Также Господь посылал богоизбранному израильскому народу[2] Своих пророков. Это были не просто некие предсказатели будущего (хотя многие из них это тоже делали). Ветхозаветные пророки – это избранные Богом люди, которые в первую очередь возвещали волю Божью своим соотечественникам. Многие пророки и другие богоизбранные мужи оставили нам письменные свидетельства полученных ими откровений, которые зафиксированы на страницах Священного Писания (Библии). Пиком же Божественного Откровения является приход в наш мир Самого Бога через воплощение (вочеловечивание). Речь идет про Иисуса Христа, Который, можно сказать, является высшей точкой диалога между Богом и человеком.

Насколько библейские суждения о Боге объективны, сказать сложно. Это как с рисунком любви. Тем более, что библейские тексты были написаны не под диктовку Самого Бога. Авторский субъективизм в Священном Писании имеет место. Если этого не учитывать, то у неподготовленного читателя при чтении Библии, особенно Ветхого Завета, скорее всего, сложится представления о Боге, что Он жестокий и мстительный. На самом деле нужно помнить, что ветхозаветные библейские книги были написаны вовсе не христианами и в дохристианскую эпоху. Например, не следует понимать буквально, когда указания не щадить ни женщин, ни детей дает Сам Господь. Это говорит лишь об уровне религиозного сознания того, кто вложил в уста Бога эти слова.

Из Божественного Откровения мы знаем, что Бог является Творцом всего. Может возникнуть вполне естественный вопрос, а кто же создал Бога? Если ответить одним словом, то никто. Если бы был создатель Бога, то появился бы следующий вопрос. А кто создал создателя Бога? А потом захотелось бы спросить, а кто создал создателя создателя Бога? И так можно было бы до бесконечности. Однако Бога никто не создавал, потому что Он Сам является первопричиной. Бог имеет источник бытия в Самом Себе.

Вера в Творца никак не противоречит научным данным о происхождении мира или теории эволюции. Для христиан не столько важно, как Бог создавал вселенную. Для верующего достаточно знать, Кем она была создана и что человек – это венец творения. Христиане не опровергают познание науки и ее попытки ответить на вопрос «Как этот мир был создан?» Но для нас, христиан, намного важнее знать, для чего создал нас Бог. Сотворение мира – это проявление Божественной любви. Это примерно то же самое, когда художника переполняет вдохновение, и он, взяв кисти, краски и холст, не просто пишет картину, а творит шедевр живописи. Человек был создан для того, чтобы быть счастливым, и этим счастьем наслаждался целую вечность. Помешал же этому первородный грех.

После грехопадения не последовали сразу кары Господни. Мы, христиане, верим не в карающее божество, а в Бога, Который по Своей сути есть любовь. Господь любит Свое творение и заботится о нем. Эта забота проявляется не в том, чтобы спасать людей от разных несчастных случаев. Сколько человека не спасай, но все равно ему не избежать собственной смерти. То, что люди смертны, является опять же результатом первородного греха, когда человек отпал от Бога, Который есть источник жизни. Господь делает все, чтобы каждый человек мог достигнуть спасения от вечной смерти и власти греха. Бог – величайший стратег, хоть у нас порой в голове и не укладывается, как можно делать такие стратегические ходы. Точно также может не понимать маленький ребенок, почему его любимая мама, которая сама медик, делает ему болезненный укол. Ребенку больно, и ему очень трудно объяснить, что это для его же блага. Однако для матери каждая слезинка ее ребенка словно укол в ее любящее материнское сердце. С каким бы хладнокровием мама не делала уколы своему малышу, она рядом с ним и страдает вместе со своим дитем. Так и Бог, если случается с кем-то из людей какое-либо несчастье, то Господь всегда рядом и страдает вместе с нами.

Ради спасения людей Бог пришел к людям, Сам став человеком, не перестав при этом быть Богом. Это Иисус Христос, Который является Вторым Лицом Святой Троицы. Мы, христиане, верим в Бога, Который не просто один, но у Него три лица, которые мы именуем следующим образом: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Троица – это вовсе не три божества. Бог христиан это единый Бог в трех лицах. Для того, чтобы объяснить, что такое Святая Троица приводятся разные аналогии. Например, сравнивают с солнцем, которое состоит из солнечного диска, света и тепла, а вместе есть одно солнце. Святой Спиридон Тримифунтский сравнил Троицу с кирпичом, который состоит из глины, воды и огня, а вместе один кирпич. Святой Патрик Ирландский единство Троицы объяснил местным язычникам с помощью  клевера. Можно привести аналогию с треугольником, у которого три угла, три стороны, но фигура одна. Если сотрем хотя бы одну сторону, то это уже будет не треугольник. Поэтому мы верим, что наш Спаситель (Христос) – это Бог.

Суть божественного спасения людей состоит в том, что Господь воспринял на Себя человеческую природу, подверженную последствиям первородного греха, добровольно принес Себя в искупительную жертву на кресте и самое главное – воскрес, тем самым победил главное последствие грехопадения – смерть. После воскресения Христос вознесся на Небо (имеется в виду не атмосферная оболочка, а невидимый духовный мир, т.е. Царство Небесное). Таким образом, Бог не просто указал, но еще проложил людям путь в Царство Божие. Каждому человеку остается лишь пойти этим путем. Путешествие же это осуществляется не в одиночестве, а вместе с Богом, то есть с Христом, Который остался с нами, основав Свою Церковь.

Под церковью следует понимать не только храм (здание) или религиозную организацию (общественный институт), но в первую очередь уникальную общность всех верующих в Христа и объединенных Им. Церковь – это лестница к Небесам, посредствам которой мы становимся ближе к Творцу. Апостол Павел церковь метафорически называет «Телом Христовым» (Еф.1:23). Это значит, что у Церкви божественная природа, а не только человеческая.   

У воплотившегося Бога, как и у любого человека, было имя собственное – Иисус. Христос – это уже имя нарицательное. Означает оно – «помазанник», то есть тот, кого помазывали оливковым маслом. Таков был священный ритуал, и совершался он над царями, священниками и пророками. Христом стали называть Иисуса, потому что Он совместил в Себе служение царя, священника и пророка. Именами собственными человек всегда наделял богов, которым поклонялся (Марс, Венера, Ярило, Перун и др.) Бог, в Которого верят христиане, не имеет имени собственного, а только имена нарицательные, которые указывают на какие-нибудь божественные свойства. Даже самое известное имя Иегова также не является именем собственным. Оно нарицательное и указывает на одно из свойств Бога, а именно на самобытность. То есть мы люди имеем источник нашего бытия у нашего Создателя, то есть в Боге, а источник бытия Бога в Нем Самом. Никакое имя не сможет описать Бога по существу, потому что Господь, как сформулировал мысль святитель Григорий Богослов, пребывает «по ту сторону» любого имени и определения.

Какие бы имена люди не давали Богу и чтобы не думали о Нем или о Его существовании, Господь все равно любит нас и продолжает верить в человека. Оправдаем ли мы веру Бога в людей, зависит от каждого из нас лично. Для христианина Бог не является неким отвлеченным понятием, не имеющим отношения к повседневной реальности. Наоборот, когда человек становится верующим, то вся его жизнь становится Богоцентричной. Христианин живет не обещаниями от Господа рая или каких-либо других благ, а живет Самим Богом здесь и сейчас.


[1] Библейские персонажи.

[2] Израильский народ называется «богоизбранным», потому что Бог избрал праведника Авраама, которому пообещал, что от него произойдет великий народ. Это и есть Израильский народ.

Бог христиан
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *